Еще недавно основная роль косметики сводилась к увлажнению и защите кожи. Справедливости ради, стоит отметить, что для здоровой молодой кожи, этого вполне достаточно. Ведь в молодом возрасте все физиологические процессы протекают на высоком уровне и вовсе необязательно активно вмешиваться в её внутреннюю жизнь.- достаточно поддерживать гигиену кожи и защищать её от солнца, мороза и ветра.
С возрастом естественные защитные функции кожи ослабевают, а процессы жизнедеятельности замедляются. Снижается выработка белковых молекул, образующих каркас каждой клетки, и, как следствие,- появление морщин, уменьшение упругости кожи, нарушение пигментации и пр. признаки увядания кожи.
Увы, косметика, в традиционном понятии, не способна регулировать физиологические процессы и восстанавливать природные ресурсы кожи. Она также не способна воздействовать на проблемные состояния кожи, характерные для молодого возраста (н-р , Акне)
Благодаря внедрению в косметику технологий и веществ, ранее применяемых исключительно в медицине, появилось новое направление в косметологии- космецевтика, которое значительно расширило возможности косметологии.
Сегодня к космецевтике относятся препараты, которые обладают активным фармацевтическим действием, но при этом остаются в статусе косметики. Если следовать определению, то космецевтика, по сути своей, является не просто косметикой, улучшающей внешний вид кожи. Она может влиять на структуру или функции кожи (или и на то, и на другое). 
Данный термин введен, чтобы разграничить косметику и лекарства. Профессионалы косметической индустрии соглашаются, что не хотелось бы создать обстоятельства, при которых выпускаемые косметические продукты отнесут к категории лекарств, что усложнит процедуру выхода на рынок и значительно увеличит стоимость препаратов.
Необходимость четкого определения статуса ”Космецевтика”, очевидна. 
Космецевтика и фармацевтика имеют много сходных черт (компоненты, технологии, терапевтический эффект). Вместе с тем, есть между ними принципиальные отличия, главные из которых — механизм воздействия на кожу и законодательная база. Как и косметическое средство, космецевтика, согласно международному законодательству , должна действовать только на уровне эпидермиса. Дерма -это сфера исключительно медицины. При этом важно понимать, что глубина проникновения и реальное воздействие — разные вещи. Если говорится, что космецевтика стимулирует синтез коллагена и влияет на его качество, — это не значит, что активные компоненты достигают дермы, коллагеновых волокон и т.п.

Космецевтика, действуя на определенные рецепторы и на другие “мишени” на уровне эпидермиса, СПОСОБНА ОКАЗЫВАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ГЛУБИННЫЕ процессы кожи. 
Поскольку космецевтика не нарушает барьерную функцию кожи и действует исключительно на уровне эпидермиса, лишенного кровеносных сосудов, риск побочных эффектов минимален. Это позволяет продавать препараты космецевтики без рецепта врача.
Когда же речь идет о лекарственных препаратах, трансдермальная доставка активных ингредиентов часто является необходимым условием действия лекарства. При этом барьерную функцию кожи приходится нарушить для достижения медицинской цели. Подобные препараты не являются косметическими и должны быть назначены врачом.
Медицинское средство призвано влиять на конкретные проблемы, и не может использоваться в качестве ежедневного средства ухода. Неоспоримым достоинством космецевтики является возможность регулярного использования с целью профилактики старения кожи.
Космецевтика сегодня широко использует ингредиенты, которые еще недавно считались исключительно медицинскими. При этом, как ни парадоксально, спектр ингредиентов, доступных к использованию в космецевтике, гораздо шире, чем в фармацевтике. Это связанно с нормативными сложностями регистрации в области фармацевтики, из-за которой обновлять и дополнять базу фармацевтических ингредиентов крайне проблематично.

Есть пять главных критериев, которые позволяют отнести косметический препарат к категории «Космецевтика». Собственно, они и определяют границы между косметикой и космецевтикой, космецевтикой и лекарством.

1.Качество биологически активных компонентов.

Любой компонент в составе формулы считается «биологически активным», если он способен включаться в биохимические процессы, протекающие в коже. Поскольку космецевтика достигает нижних слоев эпидермиса, требования к качеству активных компонентов значительно выше, чем просто к косметике. Это относится и к качеству исходного сырья, и к фармакологическим свойствам ингредиентов, и к используемым технологиям. Здесь космецевтика ближе к медицине.
В состав космецевтики все больше и больше вводятся компоненты биомиметики, естественным образом присутствующие в составе кожи и обеспечивающие здоровье и нормальное функционирование этого органа. Деликатно «встраиваясь» в естественные процессы, протекающие в коже, они подают сигнал до нужного рецептора в нужном слое эпидермиса, запуская тем самым физиологические процессы омоложения.
Среди компонентов биомиметики — белки и их производные (пептиды и отдельные аминокислоты), полисахариды, гиалуроновая кислота, кислоты и их соли, а так же множество других минералов.
При этом, главным критерием возможности включения того или иного компонента в космецевтическое средство(аналогично медицине) должна быть его абсолютная безопасность.

2.Удельный вес биологически активных компонентов.

Удельный вес активных компонентов в космецевтике значительно выше, чем в косметике, что, несомненно, сказывается на терапевтической эффективности готового продукта (кстати, и на цене). Чем выше концентрация активного компонента, тем большего терапевтического эффекта можно ожидать. По удельному весу активных компонентов космецевтика ближе к фармацевтике. 
Но, вместе с тем, не всегда удельный вес отдельного компонента определяет эффективность формулы в целом. Например, простое сравнение процентов гликолевой кислоты в составе препарата не позволит ни специалисту, ни потребителю точно оценить возможный эффект для кожи. Ведь продукт с меньшим содержанием гликолевой кислоты, в зависимости от рН формулы, может быть более эффективен, чем продукт с большей концентрацией.
Поэтому, можно сказать, что для космецевтики характерен не максимальный , а оптимальный удельный вес, обеспечивающий максимальную эффективность активного компонента

3.Молекулярный вес биологически активных компонентов.

Небольшой размер молекулы— непременное (но не единственное) условие для прохождения активного компонента сквозь неповрежденные барьерные структуры рогового слоя. Чем меньше молекулярный вес – тем больше возможность проникновения. Молекулярный вес компонентов определяет границу между косметикой, космецевтикой и лекарственными препаратами. Компоненты косметики- мономолекулы, которые не способны пройти роговой слой .
Составляющие космецевтического препарата имеют меньший молекулярный вес по сравнению с традиционной косметикой, что позволяет отдельным активным компонентам беспрепятственно проникать в нужные слои эпидермиса и запускать процессы саморегуляции, восстанавливая нормальную функцию стареющих тканей.

4.Качество основы препарата.

Основа – это часть рецептуры, не включающая активные ингредиенты. Существует множество инертных компонентов-наполнителей, и многие из них по сути своей многофункциональны. Например, глицерин может не только быть наполнителем, но и увлажнять кожу. В космецевтике основа играет не меньшую роль, чем активные добавки. Основа усиливает эффект действия активных составляющих и вносит свой вклад в многофункциональность продукта. Изменение концентрации наполнителя может повлиять на работу активного ингредиента. 
Основа космецевтического препарата часто является и системой активной доставки. 
Повышенные требования в космецевтике предъявляются к такому компоненту, как консервант. Часто активные ингредиенты сами выступают в качестве консервантов. Широко используются растительные экстракты, способствующие уменьшению распространения микроорганизмов, а так же мягкие органические кислоты, низшие спирты, соли, летучие ароматические вещества, обладающие антибактериальным и антигрибковым воздействием.
При этом наиболее важным фактором выбора консерванта является не его натуральное происхождение, а отсутствие негативной реакции кожи на средство, содержащее данный консервант в необходимой концентрации.

5.Каналы дистрибуции.

Результат от использования космецевтического препарата в немалой степени зависит и от того, насколько он соответствует индивидуальному состоянию кожи и от того, как он используется. Потребителям нужна надежная информация, а не просто маркетинговые заявления. Важными становятся достойные образовательные программы.
Огромное значение в этой связи имеют каналы дистрибуции. Основное отличие между космецевтическим брендом и обычной косметикой заключается в том, что космецевтика не может и не должна продаваться непосредственно потребителю ни онлайн, ни в супермаркетах, ни в специализированных косметических магазинах, так как при ее покупке необходимы индивидуальная консультация и сопровождение профессионалов.

Близость космецевтики к фармацевтике предъявляет особые требования к профессионализму авторов. В целом, от профессионализма автора зависит, будет ли космецевтическое средство оказывать существенное влияние на структуру и функционирование кожи, или иметь слабый эффект и вести себя как косметика.

Космецевтика — это гармония знаний, опыта, традиций , современных открытий и технологий. При этом, опыт и знания должны быть научно обоснованы, а эффективность и безопасность современных технологий должны быть апробированы и доказаны практикой.

Share The Story

About the author

Leave a reply